ru en

Sanofi

<p>Sanofi</p>

Федор Ращевский
Аглая Ван-Ван-Е
Виктория Остроумова
Юлия Катаева, Георгий Новак
Уго Регини

Проектирование: 03.2020-06.2020

Реализация: 10.2020-03.2021

Общая площадь: 6500 м2

Фото: Илья Иванов

Офис Sanofi: гибкий офис = Place to Win
 

Место для личных побед – именно так представляют новый офис сотрудники фармацевтической компании «Санофи».

Пространство общей площадью 6500 м2 расположено в Бизнес-центре «Саммит» на Тверской улице. Архитекторам OFFCON предстояло создать абсолютно новое пространство как с визуальной, так и с функциональной точки зрения.

«Мы обладаем большим опытом в реализации подобных проектов, и смогли предложить идею, которая нашла максимальный отклик у сотрудников компании», - рассказывает главный архитектор проекта Аглая Ван-Ван-Е.
 

Сроки реализации проекта сократились на год. Из-за пандемии было принято решение делать этажи сразу, а не по очередности. Это позволило сократить сроки строительства до пяти месяцев. Несмотря на то, что скачки курса повлияли на работу, грамотная проработка смет позволила сохранить все главные решения.
 

Пространство до начала проектирования: сотрудники рядами и по диагонали
 

Офис в Москве, в котором работает компания Sanofi, был создан около 10 лет назад. Архитекторы  OFFCON спроектировали новое офисное пространство на трех этажах, назвав его отчасти уникальным - в нем с момента создания проекта практически ничего не изменилось: «Проект был перенесен в жизнь, вплоть до филенок на кухне».
 

«Вот представьте до начала проектирования: рабочие столы стоят везде, где только можно, почти нет переговорных, а если есть, то они не рассчитаны на малые группы, вспомогательные помещения распределены по остаточному принципу, которые приводили к очень странным решениям. Например, чтобы пройти в переговорную надо было пересечь принтерную. При этом у кабинетов руководителей очень большие приемные, как и у пространств, вроде зоны с макетом завода или зоны выставки достижений компании, где люди от силы появлялись два раза в месяц. И это было для сотрудников привычным. Нормальным. Еще возникли сложности с самим зданием: низкие потолки, сложное расположение коммуникаций и форма здания, диктующие принципы планировки, к которым не всегда находились документы. Пара стояков, шахт и несущих стен по факту оказались не там, где мы предполагали. Впрочем, все проблемы удалось разрешить и на проект они не сильно повлияли», - комментирует возникшие в работе над проектом сложности архитектор.
 

Компания Sanofi проводит глобальный перевод своих офисов на систему ABW и пространство в Москве попало в первую волну этой программы. Все сотрудники компании очень гордятся тем, что столичный офис станет примером для всех остальных офисов компании. Поэтому дополнительный акцент был сделан на максимальный комфортный перевод сотрудников на новую систему работы: на протяжении всего времени проектирования и стройки сотрудникам постепенно объясняли нововведения и обучали, как пользоваться новым пространством: устраивали семинары, выпускали новостные дайджесты, даже специально под проект завели страницу в инстаграме.
 

Говоря о новом офисе, Аглая Ван-Ван-Е поясняет, что пространство изменилось, в первую очередь с точки зрения функции. Ушли «огромные поляны столов», которые стояли длинными рядами и по диагонали, рабочие места разделились по зонам, а общая концепция офиса приведена к формуле Moscow Landmarks.
 

Новое пространство: activity-based workplace зажигает сердца
 

Проект, подготовленный для Sanofi архитекторами OFFCON, — это реализация в офисном пространстве системы ABW. Так, на каждом этаже рабочее помещение разделено по принципам работы, а не по отделам. При этом на трех этажах у сотрудников есть только закрепленные за ними ячейки локеров и нет личных столов.
 

В целом, рабочее пространство делится на четыре типа:
 

Пространство Сommunity — зоны максимального взаимодействия между сотрудниками, знаний и идей. Ресепшн и кафетерии. Здесь собирается много людей сразу.

Пространство Creative — зоны, расположенные на путях действий сотрудников. Они отличаются яркими цветами и динамичными формами и предназначены для вовлечения в коллаборацию. Выполнены максимально гибко — абсолютно вся мебель мобильна (применена крутая серия steelcase flex, в которой есть даже мобильные столы с подъемным механизмом).

Пространство Co-working — зоны с наиболее классическим сетапом для работы, здесь сотрудники могут работать командами или поодиночке, на стационарных компьютерах или ноутбуках, в наиболее привычном стиле.

Пространство Focus — зоны максимальной концентрации и сосредоточенной работы. Это зона тишины, где нельзя разговаривать громко и для звонков по телефону желательно переходить в переговорные. Они находятся в самых дальних от офисного трафика частях здания.
 

Наиболее активные зоны располагаются естественным образом на пути наиболее интенсивного движения сотрудников. Зонирование выполнено по уровню шума — входные зоны каждого этажа стали самыми проходимыми и первым делом на них встречаются кухни и ресепшн. Дальше по офису идет основная магистраль кругового движения, которая выделена своим цветом напольного покрытия, и в зависимости от близости к этой магистрали располагаются функциональные зоны — от шумных к тихим.
 

«Мы учитывали, что не все сотрудники работают на своих местах целый день. Поэтому в офисе организованы так называемые smart-working места, которые занимают меньше пространства, чем классическое рабочее место. Таким образом, с одной стороны, проектом создано максимальное разнообразие зон для разных типов работы, а с другой каждая из этих зон дает вариативность сетапов. И, наконец, в офисе Sanofi для сотрудников созданы разные узкоспециализированные зоны, так называемых care spaces. Они для тех сотрудников, кто в силу специфики своей работы редко бывает в офисе. Кроме этого, в офисе оборудованы комната доктора, капсулы для сна, игровая, большой хаб IT-поддержки, студия видеозаписи, комната для сотрудников безопасности, душевые, бизнес-лаунж», — поясняет особенности ГАП.
 

По ее словам, гибкая система рабочих мест освободила пространство и позволила также оборудовать переговорные самых разных размеров и типов. В итоге, их количество по сравнению со старым офисом выросло более чем в два раза. Для переговорных использовалась система бронирования EVOCO, а некоторые из них были превращены в zoom-комнаты.  Еще одним важным моментом стало включение неформальных зон — высоких переговорных столов, лаунж-мебели и высоких «будок» — в состав рабочих. Это дает каждому возможность выбрать, как он хочет работать в конкретный момент.
 

Акценты пространства, цвета и оформления: искренняя открытость, свобода выбора, новые эмоции
 

В итоге, вместо классической планировки по отделам, где у каждого сотрудника был личный стол, была воплощена концепция разделения рабочих зон по типам работы, которую сотрудник выполняет в данный момент.
 

«Мы полностью отказались от закрепленных рабочих мест — в офисе действует система тотального дескшеринга. Это мгновенно разнообразило рабочую среду», — говорит архитектор.
 

«Главной темой оформления стала Moscow Landmarks. И речь идет не достопримечательностях с туристических открыток — Соборе Василия Блаженного и сталинских высотках, а о знаковых местах современной Москвы, которым мы гордимся сейчас. Это музей «Гараж», школа «Сколково», школа гимнастики в Лужниках, институт «Стрелка» и Аптекарский огород. Все узнаваемые элементы этих мест стали декоративными элементами дизайна офиса. Они отражены в навигации и создании правильной рабочей атмосферы определенных зон», — объясняет Аглая Ван-Ван-Е.
 

По ее словам, главной зоной нового офиса стал ресепшн. Это единственное пространство, куда гости могут попадать свободно. Именно поэтому стойка рецепции продлевается в «барную» секцию и переходит в небольшой кофепоинт. Здесь же помимо обычной зоны ожидания с креслами, расположен небольшой коворкинг, а вдоль окон организован амфитеатр, плавно перетекающий в террасу на улице.
 

Зона ресепшн также может быть использована как площадка для мероприятий любой направленности: переговорные спроектированы из полностью разбирающихся перегородок. Это решение позволяет увеличить площадь зоны рецепции почти в два раза, а видеостена может работать как для зоны лаунж, так и для собраний-таунхоллов.
 

Общая палитра использованных в строительстве материалов отражает современный и открытый подход компании ко всему, к чему она имеет отношение.
 

Напольное покрытие выделяет основной маршрут трафика сотрудников по офису, в остальном применяется базовый фон для декора стен и потолков и только в переговорных использована акцентная плитка.
 

Архитекторы для оформления пола выбрали ковер Milliken Tracing Landscape и Crafted Series — технологичный, гипоаллергенный и очень красивый по цвету и текстуре. Декоративные приемы тесно переплетаются в разделении рабочих зон с дизайн-идеей московских акцентов.

Так, ресепшн вдохновлен бизнес-школой «Сколково». Яркая динамика фасадов проявляется в цветах и паттернах, а форма отражена в стойке ресепшн. Дух школы — пространство для обучения, идей и общности — это ощущение, которое транслирует данная зона.
 

Creative пространство вдохновлено спортивными достопримечательностями — Nike-Box в парке Горького и центр гимнастики в Лужниках — динамика форм этих сооружений отражена в паттернах потолков и стен. Переговорные здесь выполнены войлочными панелями.

Co-working — это зоны знаний, где можно как взаимодействовать с коллегами, так и подумать. Вдохновением для этих зон стали общественные пространства — институт Стрелка и музей Гараж. Элементы их отделки составляют самый частый декоративный прием в интерьере офиса — это дерево и поликарбонат.  

Focus-зоны буквально утопают в зелени и напоминают уютные уголки парков.
 

Говоря об освещении, архитектор рассказывает, что экологичная бережливость компании, в том числе, проявляется и в освещении. Везде в офисе используются датчики интенсивности света и движения, меняющие свет согласно времени дня. В целом, свет подчиняется концепции дизайна.
 

Все освещение создано при помощи высокотехнологичных светильников Fagerhult - динамичные зоны сделаны на vault - уникальной новой системе, состоящей из модулей, соединяемых по принципу конструктора, и создающих идеальное равномерное освещение. Зоны co-working и некоторые участи Focus-зон это светильники fagerhult SWEEP, дающие невероятно комфортный рассеянный прямой и отраженный свет. В наиболее изолированных зонах Focus рабочие места освещают только торшеры зефирно-розового цвета от Atelje Lyktan. В переговорных использованы подвесные светильники fagerhult SCOOT и Atelje Lyktan hood, также прямого и отраженного света, а в телефонных будках и небольших переговорных - накладные светильники Atelje Lyktan Riff.
 

«Главный посыл, для тех, кто будет работать в офисе, — это мы будем работать по-новому и станем еще лучше. Конечно, концепция ABW подразумевает большую эффективность: офис начинает работать по всей площади равномерно, исчезают мертвые зоны, например, пустующие отделы или большие переговорные, где люди собираются раз в неделю или сидит один человек, и это тоже старались донести для сотрудников. На первых этапах было проведено исследование и многочисленные опросы чтобы выявить реальный и предполагаемый самими сотрудниками тип работы. Потом была привлечена отдельная организация для change management'а проекта, которая объясняла, какие изменения произойдут в офисе и как будет устроено новое рабочее пространство, какие будут правила работы и взаимодействия. Среди отделов были выбраны амбассадоры— самые активные сотрудники, представляющие пожелания своих подразделений. Ну и, конечно же, нельзя не отметить инстаграм-аккаунт @sanofi_place_to_win, который подробно рассказывал сотрудникам о проекте и прогрессе на стройке. Общая забота о сотрудниках, их вовлечение в этапы строительства и постоянная обратная связь говорят о том, что офис Sanofi не просто стал новым. В нем теперь совсем другая жизнь», - комментирует ГАП Аглая Ван-Ван-Е.
 

Архитектор отмечает, что этот проект стал удивительным примером вовлеченности и понимания конечной цели: «Компании, переходящие на гибкую систему работы, по- прежнему появляются не часто и от этого особенно увлекательно принимать участие в проекте не только как оформитель, но и приложить руку к функциональной концепции. Четкое распределение ролей помогало быстро принимать все решения. Отдельно хочется отметить феноменальную поддержку сотрудников в таком сложном переходе от «мое место - мой домик» к «гибкий офис=place-to-win». Молодцы оказались все, что тоже редкость и особенно приятно».